Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Ирина Зубова








Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13.05.2008 г. № 03-03-06/1/305 «Об учете расходов на выплату выходного пособия» Печать E-mail

Вопрос: В дополнительном соглашении к трудовому договору с работником нашей компании указано, что при увольнении ему будет выплачено дополнительное вознаграждение сверх норм, установленных Трудовым кодексом. Согласно пункту 9 статьи 255 НК РФ, к расходам относятся выплаты работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика. Причем каких-либо ограничений по размерам данных выплат Налоговый кодекс не устанавливает. В письме Минфина России от 21.02.2007 № 03-03-06/2/38 указано, что если работодатель в дополнительном соглашении к трудовому договору установил компенсации, не предусмотренные нормами ТК РФ, то расходы по выплате таких компенсаций не учитываются при налогообложении прибыли. Однако в статье 178 ТК РФ прямо указано, что основания выплаты выходного пособия, не предусмотренные этой статьей, могут быть установлены как коллективным, так и трудовым договором. Поэтому налогоплательщик вправе учесть расходы на выплату выходного пособия, если они предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором, а также дополнительным соглашением к трудовому договору.
Включается ли в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, выходное пособие, установленное трудовым договором сверх норм, предусмотренных Трудовым кодексом РФ?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 03.12.2007 № 130 по вопросу учета расходов на выплату выходного пособия и сообщает следующее.
В соответствии с частью первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.
Кроме того, в случае расторжения трудового договора по основаниям, указанным в части третьей статьи 178 ТК РФ, выходное пособие выплачивается работникам в размере двухнедельного среднего заработка.
Вместе с тем на основании вышеуказанной статьи трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий. При этом, согласно части третьей статьи 57 ТК РФ, если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо условия, эти условия могут быть определены отдельным приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходы на оплату труда, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, определены статьей 255 НК РФ, согласно которой в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Учитывая изложенное, в случае если трудовым договором предусмотрена выплата выходного пособия при увольнении сотрудника по основаниям, не предусмотренным статьей 178 ТК РФ, то, по нашему мнению, такие расходы могут быть учтены при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России № 03-02-07/2-138 от 07.08.2007 направляемое мнение департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ

И. В. Трунин

 

addizbr

Подписаться на новости: