Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Ирина Зубова








О выполнении функции налогового агента по налогу на прибыль в отношении доходов в виде дивидендов по акциям, права на которые учитываются на счете депо доверительного управляющего - управляющей компании НПФ Печать E-mail

Вопрос: О выполнении функции налогового агента по налогу на прибыль в отношении доходов в виде дивидендов по акциям, права на которые учитываются на счете депо доверительного управляющего - управляющей компании НПФ (при осуществлении выплаты дивидендов через депозитарий).

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 июля 2014 г. N 03-08-05/34056

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с письмом о выполнении функции налогового агента по налогу на прибыль организаций в отношении доходов в виде дивидендов по акциям, права на которые учитываются на счете депо доверительного управляющего, если этот доверительный управляющий является управляющей компанией негосударственного пенсионного фонда (при осуществлении выплаты дивидендов через депозитарий), сообщает следующее.
В связи с тем что согласно новой редакции Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) у депозитария отсутствует обязанность раскрытия эмитенту информации об акционерах, эмитент на дату перечисления суммы дивидендов номинальному держателю и являющемуся профессиональным участником рынка ценных бумаг доверительному управляющему не располагает информацией о том, кто является лицом, осуществляющим права по ценным бумагам, - получателем доходов в виде дивидендов по акциям - российская или иностранная организация. С учетом этого обстоятельства эмитент не может быть признан налоговым агентом в отношении доходов по ценным бумагам, когда их выплата производится через депозитарий.
Одновременно сообщаем, что 24 июня 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), которым внесены изменения в пункт 7 статьи 275 Налогового кодекса (далее - Кодекс), устанавливающие с 1 января 2015 г. аналогичный порядок определения организации - налогового агента вне зависимости от того, производится выплата доходов иностранной или российской организации.
Исходя из системного толкования норм законодательства о налогах и сборах депозитарий - номинальный держатель, в котором открыты счета депо владельцев - российских организаций, а также счета депо доверительных управляющих, может являться источником дохода для таких организаций и, следовательно, признаваться налоговым агентом по таким выплатам.
Одновременно подпунктом 2 пункта 7 статьи 275 Кодекса в редакции Закона установлено, что доверительный управляющий признается налоговым агентом при выплате организации доходов в виде дивидендов по акциям, выпущенным российской организацией, права на которые учитываются на дату, определенную в решении о выплате (об объявлении) дохода по таким акциям, на лицевом счете или счете депо этого доверительного управляющего в случае, если этот доверительный управляющий на дату приобретения акций, указанных в настоящем подпункте, является профессиональным участником рынка ценных бумаг.
Согласно абзацу 4 статьи 7 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" договор между депозитарием и депонентом, регулирующий их отношения в процессе депозитарной деятельности, именуется депозитарным договором (договором о счете депо). Депозитарный договор должен быть заключен в письменной форме. Депозитарий обязан утвердить условия осуществления им депозитарной деятельности, являющиеся неотъемлемой составной частью заключенного депозитарного договора.
Согласно пункту 7 статьи 8.2 Закона N 39-ФЗ по лицевому счету (счету депо) доверительного управляющего осуществляется учет прав управляющего в отношении ценных бумаг, находящихся в доверительном управлении.
При этом доверительное управление может осуществляться на основании различных лицензий.
В частности, согласно пункту 6 статьи 39 Закона N 39-ФЗ деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг лицензируется двумя видами лицензий: лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг и лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона N 39-ФЗ лицензия на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг выдается Банком России.
Статьей 5 Закона N 39-ФЗ установлено, что профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами, именуется управляющим.
Доверительные управляющие могут также действовать на основании лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.
В частности, статьей 3 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон N 75-ФЗ) установлено, что управляющей компанией для целей применения данного закона является акционерное общество, общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.
Порядок предоставления лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами установлен статьей 60.1 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах".
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 75-ФЗ оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги, в которые размещены средства пенсионных резервов и средства пенсионных накоплений, а также ежедневный контроль за соблюдением фондами и управляющими компаниями ограничений на размещение средств пенсионных резервов и инвестирование средств пенсионных накоплений, правил размещения средств пенсионных резервов и требований по инвестированию средств пенсионных накоплений, состава и структуры пенсионных резервов и пенсионных накоплений, которые установлены законодательными и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Банка России, а также инвестиционными декларациями управляющих компаний, осуществляются специализированным депозитарием фонда на основании договора об оказании услуг специализированного депозитария.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 26 Закон N 75-ФЗ услуги специализированного депозитария в каждый момент времени могут оказываться негосударственному пенсионному фонду только одним юридическим лицом, имеющим соответствующие лицензии.
Договор об оказании услуг специализированного депозитария в отношении средств пенсионных накоплений, типовая форма которого утверждена Банком России, заключается с негосударственным пенсионным фондом, действующим на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, в случае заключения договора о счете депо с доверительным управляющим, действующим на основании лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, депозитарий признается налоговым агентом по налогу на прибыль организаций в отношении доходов в виде дивидендов по акциям, права на которые учитываются на счете депо этого доверительного управляющего.
Положение же подпункта 2 пункта 6 статьи 275 Кодекса, согласно которому доверительный управляющий при выплате доходов в виде дивидендов по акциям, выпущенным российской организацией, признается налоговым агентом, применяется в том случае, если этот доверительный управляющий заключает договор с депозитарием на основании лицензии профучастника рынка ценных бумаг.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН

11.07.2014
 

addizbr

Подписаться на новости: