Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Ирина Зубова








О выполнении управляющей компанией функций налогового агента по налогу на прибыль при выплате дивидендов иностранной организации в связи с введением в НК РФ понятий "фактическое право на доход" и "фактический получатель дохода" с 2015 г. Печать E-mail

Вопрос: О выполнении управляющей компанией функций налогового агента по налогу на прибыль при выплате дивидендов иностранной организации в связи с введением в НК РФ понятий "фактическое право на доход" и "фактический получатель дохода" с 2015 г.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 декабря 2014 г. N 03-08-05/64201

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с вопросом о порядке выполнения управляющей компанией функций налогового агента в связи с применением понятий "фактическое право на доход", "фактический получатель дохода", а также аналогичных терминов, содержащихся в международных договорах об избежании двойного налогообложения, сообщает следующее.
При применении международных соглашений в части предоставления права на использование льгот (пониженных ставок и освобождений) при налогообложении отдельных видов доходов от источников в Российской Федерации необходимо производить оценку на предмет того, является ли лицо, претендующее на использование льгот (пониженных ставок и освобождений), предусмотренных соглашением, фактическим получателем (бенефициарным собственником) соответствующего дохода.
Льготы (пониженные ставки и освобождения), предусмотренные международными соглашениями об избежании двойного налогообложения, при выплате дохода в виде дивидендов, процентов и доходов от использования авторских прав от источников в Российской Федерации применяются исключительно в случае, если резидент иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключено соответствующее соглашение, является фактическим получателем дохода.
Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" (далее - Закон N 376-ФЗ) Кодекс дополняется новыми положениями, начало действия которых - 1 января 2015 г.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Кодекса в редакции Закона N 376-ФЗ лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях Кодекса и применения международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения признается лицо, которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, либо контроля над организацией, либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться этим доходом, либо лицо, в интересах которого иное лицо правомочно распоряжаться таким доходом.
Закон N 376-ФЗ дополняет Кодекс и положениями о неприменении льгот, установленных международными договорами Российской Федерации по вопросам налогообложения, в случае если иностранное лицо, претендующее на такие льготы, не признается имеющим фактическое право на доходы, если оно обладает ограниченными полномочиями в отношении распоряжения этими доходами, осуществляет в отношении указанных доходов посреднические функции в интересах иного лица, не выполняя никаких иных функций и не принимая на себя никаких рисков, прямо или косвенно выплачивая такие доходы (полностью или частично) этому иному лицу, которое при прямом получении таких доходов от источников в Российской Федерации не имело бы права на применение указанных в настоящем пункте положений международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения.
Пунктом 4 статьи 7 Кодекса в редакции Закона N 376-ФЗ предусмотрен порядок налогообложения доходов в случае их выплаты от источников в Российской Федерации иностранному лицу, постоянным местонахождением которого является государство (территория), с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, и не имеющему фактического права на такие доходы, если источнику выплаты известно лицо, имеющее фактическое право на такие доходы.
Также согласно пункту 1 статьи 312 Кодекса в редакции Закона N 376-ФЗ установлено, что налоговый агент, выплачивающий доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации вправе запросить у иностранной организации подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.
Одновременно в соответствии с положениями пункта 1.2 статьи 312 Кодекса в редакции Закона N 376-ФЗ налоговый агент, выплачивающий доход в виде дивидендов, для применения положений международных договоров Российской Федерации и (или) ставок налога, установленных Кодексом, в дополнение к документам, указанным в пункте 1 статьи 312 Кодекса, вправе запросить у иностранной организации, получившей доход в виде дивидендов, и лица, имеющего фактическое право на дивиденды, следующую информацию (документы):
1) подтверждение, что эта иностранная организация признает отсутствие фактического права на получение указанных доходов (не претендует на применение положений международных договоров Российской Федерации);
2) информацию о лице, которое иностранная организация признает фактическим получателем дохода (с указанием доли и документальным подтверждением порядка прямого участия в этой иностранной организации и косвенного участия в российской организации, распределившей дивиденды, а также государства (территории) налогового резидентства лица).
При этом согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 г. N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении Арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" ответственность за правильность исчисления и удержания налога у источника (включая правильность применения льгот (пониженных ставок и освобождений), предусмотренных международными соглашениями об избежании двойного налогообложения) несет налоговый агент.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН

12.12.2014

 

addizbr

Подписаться на новости: